+7 (3452) 52-08-48
  • Салтыкова-Щедрина, 53, 1 и 2 этаж
    +7 961 212-40-88, +7 909 192-35-75
  • Ю.Р.-Г. Эрвье, 14
    +7 (3452) 67-21-61
Педагог по гитаре
Антон Тормышов


Электро, вестерн, классическая гитара
Антон Тормышов

Играет на гитаре с 10 класса. Начинал с исполнения песен группы «Кино». В музыкальной школе Антон не обучался, но, благодаря трудолюбию и упорной работе над собой, поступил в Тюменский колледж искусств и окончил его по специальности «Эстрадная гитара» под руководством педагогов Антона Дерябина и Николая Костко. Участник трех музыкальных коллективов. Лауреат фестиваля «Студенческая весна».

— Как начался твой музыкальный путь?

— Музыкальной школы у меня не было. Точнее, был один неудачный год, когда меня посадили за баян…

Я хотел пойти учиться на гитару или фортепиано, но все места в музшколе по этим направлениям уже были заняты. Мне дали баян, вот я и начал на нём играть. Я бросил музыкальную школу потому, что родители не настояли на дальнейшем обучении, да и баян мне не особо нравился. Однако, я даже сочинил на нём какую-то мелодию. Я хорошо помню это, как в первом классе я подобрал ноты, мне понравилась мелодия, и потом я сыграл её родителям.

У меня не было перед глазами хороших примеров, хороших музыкантов, и только в 10 классе, когда я услышал, как одноклассник играет на гитаре, у меня что-то в голове щелкнуло, и я тоже захотел играть. Это было то самое необъяснимое желание, какое бывает в юности — хочется сделать это любой ценой. К тому же, я стал слушать русский рок, это тоже сыграло свою роль.

Я не скажу, что хотел быть когда-либо на кого-то похожим, что начал играть, потому, что кто-то повлиял. Мне нравилось слушать ДДТ, Наутилус Помпилиус… Потом и с англоязычными исполнителями познакомился. Они имели своё влияние на меня, но играть я всё же начал только потому, что захотел сам.

Как только начал я играть на гитаре, так сразу и захотел песни писать. Я тогда только-только выучил 5-6 аккордов и стал писать песни пачками. В выпускном классе мы собрали свою группу, и к 11 классу я написал песен 12, наверное… Девчонки в школе нас даже любили, кассеты с нашими записями распространялись по школе. В то время даже не думал, что стану заниматься музыкой в будущем. Серьёзно я не относился к этому, никогда не представлял себя музыкантом.

— Многие молодые люди, увлекшиеся инструментом, бросают это дело в более позднем возрасте. А почему ты не бросил музыку?

— Я не знаю ответа, просто почему-то не бросил. Мне это нравилось, хотелось играть. Я же говорю, я всерьез к этому не относился, не думал, что я «избранный судьбой музыкант». Я и сейчас так не думаю.

Я стал параллельно со школой ходить на частные уроки, но всё равно думал, что музыка будет просто хобби, поступил в университет на истфак. Мне пророчили идти в переводчики, были способности к языкам. Развивался я в музыке в то время не так быстро, как молодые люди развиваются сейчас. Тогда не было интернета, табулатур или какую-нибудь информацию нигде не найти необходимую. Помню, я на 1 курсе заполучил случайным образом книжку по теории гитарной музыки. Я её проштудировал полностью, большое влияние она на меня оказала. Видимо, не настолько она нужна хозяину оказалась, он её сильно не искал, ну и я её забрал себе. Только никому не говори.

Проучившись на историческом факультете 2 года, я бросил это гиблое дело, и объездил автостопом всю Россию. Я был в Казахстане, на Украине… После этого я вернулся в Тюмень, решил серьезно заняться гитарой, стал брать уроки у известного тюменского преподавателя Николая Михайловича Костко. Я занимался всё свободное время и поступил в Тюменский колледж искусств. Там я со студентами организовал группу the Silense, мы выигрывали Студвесну, ездили на региональный фестиваль молодых групп «Поколение Икс»… Курса со второго я начал работать в ресторанах. В то время в основном я играл рок, в «Катись квадрат» участвовал и в других фестивалях. Сейчас моя основная работа — «Романтик Саунд», ресторанная деятельность и сочинение авторской музыки.

- А как ты начал учить людей искусству игры на гитаре?

- Я никогда не думал, что буду что-либо преподавать. Учился в колледже, вечером играл в ресторанах. В кризис 2008 года работы стало очень мало, и чтобы занять свободный день, я стал преподавать игру на гитаре. Сначала я работал в одном городском музыкальном центре и в общеобразовательной школе (им депутат аппаратуру подарил, и надо было с ней что-то делать). С открытием «Романтик Саунд» я понял, что здесь работать перспективней. Многие ученики пришли за мною сюда. На самом деле, в «Романтик Саунд» интересно работать из-за множества учеников разного возраста и уровня развития. Ещё один огромный плюс — административная система. Мне никогда не нравилось самому собирать деньги у учеников.

- А ты людей какого возраста учишь?

- От 8 до 40. С подростками работать очень хорошо в том плане, что они уже знают, что им надо. Переходный возраст — это время, когда всё очень хорошо воспринимается, а если к этому прибавляется большое желание заниматься музыкой, это сулит успех. Старательное обучение поможет добиться многого. Ещё один плюс подростков — это страсть к музыке и желание научиться. У детей свои тоже есть свои особенности. Пальцы человека формируются в детстве. Если ты в 35 лет стал играть на гитаре, а до этого долгое время занимался физическим трудом, то у тебя не будет беглых пальцев. Можно будет играть частушки и песни на простейших аккордах Am Em и Dm, дворовые песни можно играть, но на более серьезный уровень уже не выйти. Если ты делаешь серьезную музыку, то песни у костра сыграешь без усилий, а если играешь только дворовые песни, то уже не вырастешь.

— Что ты считаешь самым главным в обучении?

- Я понял, что главное — это работа в первые три месяца, и ещё необходимо установить правильную физиологию. Если ты не покажешь ученику, как правильно сидеть, держать руку на грифе и корпусе гитары, то ему придется переучиваться. Это очень тяжело, неприятно и занимает много времени. Неправильной постановкой можно лишить человека возможности расти в музыкальном плане, но это уже зависит от ученика.

— А бывают ли у ребят неспособность к обучению на инструменте?

— Обучиться могут все. От желания и терпения многое зависит. Бывает, человек играет медленно, стесняется или нервничает. Тогда я ставлю метроном, ускоряю его, а человек должен попадать в такт. Кто-то может в два раза игру ускорить, кто-то даже в три. Ребята сами удивляются тому, что они могут.

Повезло тем моим взрослым ученикам, которые ходили в музыкальную школу в детстве. На самом деле, это очень хорошее подспорье: неважно, на каком инструменте ты играл, школа поможет тебе развить слух и подвижность пальцев, после чего тебе будет подвластен, наверное, любой инструмент.

— Что в тебе преподавание изменило?

— Возможно, я стал лучше выражать свои мысли и объяснять материал. Я самоучка, и на интуитивном уровне понимал, что и как нужно играть. Когда обучаешь ребят, нужно всё объяснить им досконально. Преподавание помогло мне упорядочить мышление. Теперь я могу всё сформулировать и по-человечески объяснить ученику.

- Что ты ценишь в учениках?

— Желание, в первую очередь. Способности все педагоги ценят, наверное. Ещё смелость в ребятах ценю очень. Есть у меня смелые и самостоятельные ученики, с ними работается сложнее, но они могут далеко пойти в музыке. У многих преподавателей есть ученики, у которых появляется зависимость от наставника. Самостоятельно они ничего не делают, не пробуют, не сочиняют, делают только то, что сказал преподаватель. Игра на инструменте это творчество! Такие ребята не становятся музыкантами, у них нет перспектив. Я стараюсь искоренить в учениках подобные поползновения и привить им самостоятельность. Ещё я ценю в ученике желание развиваться — если его нет, зачем тогда учиться?

— Кто-нибудь из твоих подопечных стал музыкантом?

- Да. Некоторые после наших занятий поступают в Колледж Искусств или Институт Культуры. Есть и ребята, которые для себя решили научиться играть, мой ученик Андрей Соколов из таких. Андрей постоянно ходил в ресторан, в котором играла моя группа. Ему сильно нравились наши выступления, и как-то раз он подошёл и сказал: «Слушай, хочу так же играть!». Ну и пришёл учиться, он с нами уже третий год. Сейчас мы играем довольно сложные вещи и часто выступаем на концертах, которые устраивает «Романтик Саунд».

— Какие качества ты стараешься привить ученикам?

— Стараюсь прививать правильные моральные ценности: тягу к знаниям, культуре. Хочу, чтобы они книжки читали. У меня одно время в кабинете несколько книг лежало таких классных, я их давал ребятам читать. Я хочу, чтобы человек понимал, что надо жить своим умом, был свободным в выборе, и стремился к самостоятельности

- Что ты ценишь в работе?

— Когда глаза у ребят загораются. Вот это бесценно. Когда у новеньких учеников что-то получается, они готовы всё своё свободное время посвятить инструменту. Бывает, что человек не может понять какой-то материал. Он и так старается, и этак, с разных сторон к нему подойдёт, а потом вдруг раз — и получилось, и работа пошла шагами семимильными!

На работу я обычно трачу много эмоций. Я не могу преподавать безразлично, пялиться в компьютер и бормотать, что всё нормально, если слышу, что у человека не получается. Я очень требовательный учитель и всегда хвалю ребят только за дело.

— А напоследок оставим твоё пожелание ученикам и всем, кто решил посвятить себя музыке.

— Я желаю любить музыку. Понимать, что музыка — это не просто ноты. Это душа, искусство и красота. Стараться вложить в неё частичку своей души. Это всё пафосно, конечно, но на самом деле так оно и есть. Нужно увлекаться музыкой, любить её, не воспринимать её как одну учебу, но и как творчество.

Интервью провела Мечкова